В документе, разработанном и утвержденном Минобрнауки РФ «Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций», определено, что независимая оценка качества образования – это оценочная процедура, которая осуществляется в отношении деятельности образовательных организаций и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования:
— потребностям физических лиц— потребителей образовательных услуг (в том числе, родителей несовершеннолетних, обучающихся по программам дошкольного, общего и дополнительного образования детей и иным программам, и совершеннолетних, обучающихся по соответствующим образовательным программам) в части оказания им содействия в выборе образовательной организации, образовательных программ, соответствующих индивидуальным возможностям обучающихся, а также определения уровня результатов освоения образовательных программ;
— потребностям юридических лиц(в том числе самой образовательной организации) в части определения качества реализации образовательных программ, необходимых корректировок этих программ по итогам экспертизы;
— учредителя, общественных объединений и др. в части составления рейтингов (рэнкингов), других оценочных процедур для последующей разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на повышение качества реализуемых ими образовательных программ».
Независимая оценка качества образования осуществляется по инициативе:
органов управления образованием муниципального, регионального и федерального уровней;
органов местного самоуправления;
учредителя,
руководства образовательных организаций,
общественного совета при региональном (муниципальном) органе исполнительной власти;
региональной общественной палаты;
юридических или физических лиц,
родителей,
общественных объединений;
граждан при обращении с соответствующим заказом в организации (к экспертам), осуществляющим такие процедуры.
Объектом независимой оценки качества образования могут быть:
образовательные программы, реализуемые образовательными организациями;
условия реализации образовательного процесса, сайты образовательных организаций и др.;
результаты освоения обучающимися образовательных программ;
деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление образованием, органов местного самоуправления в части организации текущего функционирования и развития образования.
Для определения уровня результатов освоения образовательных программ организациями, осуществляющими оценочные процедуры, разрабатываются соответствующие измерительные материалы (тесты, оценочные задания, др.) на основе:
требований соответствующих ФГОС,
измерительных материалов международных сопоставительных исследований результатов образования,
требований заказчика.
При проведении оценочных процедур используются:
рейтинги;
публичные доклады региональных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных организаций;
статданные официального статистического учета, размещаемые на официальном электронном ресурсе в информационно-коммуникационной сети «Интернет»;
другие открытые данные, характеризующие условия и процесс образовательной деятельности в образовательной организации, размещаемые на официальном электронном ресурсе в информационно-коммуникационной сети «Интернет».
Размещенные в открытом доступе данные о деятельности образовательных организаций могут использоваться в процедурах независимой оценки качества образования при условии согласования участия самой организации в данных процедурах.
К осуществлению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций в установленном законодательством РФ порядке могут быть привлечены:
некоммерческие организации , деятельность которых имеет социальную направленность и обеспечивается специалистами, имеющими соответствующий уровень квалификации;
коммерческие рейтинговые агентства , имеющие опыт создания рейтингов организаций социальной сферы;
региональные центры оценки качества образования ;
отдельные эксперты или группы экспертов , имеющие соответствующий опыт участия в экспертных оценках качества образования;
общественные и общественно-профессиональные организации , негосударственные, автономные некоммерческие организации, имеющие опыт в данной деятельности и использующие валидный инструментарий для проведения оценочных процедур.
Образовательная организация вправе выбрать самате организации (общественные, общественно-профессиональные, автономные некоммерческие, негосударственные организации), которые будут содействовать получению ею независимой оценки деятельности.
Организации и отдельные эксперты, осуществляющие процедуры независимой оценки качества образования, по завершению работы анализируют полученные результаты оценочных процедур, по итогам анализа формируют рекомендации по дальнейшему развитию образовательных организаций, муниципальных и региональных образовательных систем, разрабатывают методологию и проводят рейтингование образовательных организаций, другие оценочные процедуры, готовят аналитические справки, доклады о состоянии образования на основе проведенных оценочных процедур и предоставляют их заказчику.
Об осуществлении независимой оценки качества образования на всех ее этапах должны быть обеспечены открытость и доступ к всесторонней информации.
Результаты оценки могут оказаться значимыми для широкого круга заинтересованных пользователей: родителей, руководства школ, органов управления образованием муниципального, регионального и федерального уровней.
Результаты независимой оценки качества образования должны способствовать:
повышению качества предоставляемых образовательных услуг;
развитию конкурентной среды;
выявлению и распространению результативных моделей организации образовательного процесса;
сохранению и развитию единого образовательного пространства, разнообразия образовательных программ.
Результаты оценки позволят:
определить узкие места деятельности педколлектива и получить соответствующие рекомендации;
организовать работу по повышения конкуретоспособности учреждения;
иметь независимую оценку деятельности педагога, группы педагогов для организации работы с педкадрами;
воспользоваться результатами оценки в случае конфликтных ситуаций.